На летнюю компанию 1943 года Гитлер возлагал свои последние надежды на победу над СССР. Германское командование приняло решение провести крупную стратегическую операцию на курском выступе лета 1943 г. Планировалось нанести сходящиеся удары из районов городов Орёл (с севера) и Белгород (с юга). Ударные группы должны были соединиться в районе Курска, окружив войска Центрального и Воронежского фронтов Красной армии.
Для проведения операции немцы сосредоточили группировку, насчитывавшую до 50 дивизий (из них 18 танковых и моторизированных), 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий, общей численностью, согласно советским источникам, около 900 тысяч человек. Руководство войсками осуществляли генерал-фельдмаршал Гюнтер Ханс фон Клюге (группа армий «Центр») и генерал-фельдмаршал Фриц Эрих фон Манштейн (группа армий «Юг»). Организационно ударные силы входили в состав 2-й танковой, 2-й и 9-й армий (командующий — генерал-фельдмаршал Вальтер Модель, группа армий «Центр», район Орла) и 4-й танковой армии, 24-го танкового корпуса и оперативной группы «Кемпф» (командующий — генерал Герман Гот, группа армий «Юг», район Белгорода). Воздушную поддержку немецким войскам оказывали силы 4-го и 6-го воздушных флотов.
Для проведения операции в район Курска были выдвинуты несколько элитных танковых дивизий СС:
1-я дивизия Лейбштандарт CC «Адольф Гитлер»
2-я танковая дивизия СС «Дас Райх»
3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф»
Курская битва продолжалась 5 июля 1943 — 23 августа 1943 года, как известно немцы потерпели поражение, и стратегическая инициатива перешла на сторону Красной армии. Стало ясно, что сосредоточить такие же силы ежё раз немцы смогут не скоро, и речь об наступательной (а тем более о Блицкриге) речь уже не идет. Вермахт уже далеко не то что был в 1939-1941 годах, когда за считанные месяцы поставил на колени пол Европы. Да и Красная армия была уже не та что в 1941 году. И по этому стало ясно что и эта война с Россией закончится также, как и все предыдущие, русские проводят непрошеных гостей домой, и проследят чтобы те точно добрались:)
И по этому 3 недели, а именно 11 Сентября 1943 года Рудольф Шмундт (Rudolf Schmundt) подписывает приказ о начале строительства новой ставки Гитлера, которая должна будет стать местом расположения всего высшего командного состава после падения прежней ставки Гитлера «Волчье логово» («Вольфшанце») под Растенбургом. Работы по другим четырем ставкам (кодовое имя «Ольга» под Оршей, «Беринхалле» под Смоленском, «Вассербург» под Псковом и «Вервольф» под Винницей), которые должны были располагаться на территории СССР спешно сворачивают за ненадобностью. И все силы сосредотачивают на новом проекте.
Как и все предыдущие ставки, эту ставку поручено строить Организации Тодта. Главным инженером назначают доктора Лео Мюллера.
После того, как английская авиация завоевало господство в небе над Германией, и английская авиация стала нещадно бомбить немецкие промышленные и военные объекты, было принято решение перенести всю стратегически важные объекты в глубь страны, и желательно под землю.
Выбор пал на Совские горы в Нижней Силезии, ныне эта территория принадлежит Польше. На выбор места повлияло, то что эта труднопроходимая горная гряда находится в стороне от любого направления от предполагаемого удара. И при грамотной обороне эта местность могла стать неприступной крепость.
В добавок в Нижней Силезии сосредоточено большое количество промышленных предприятий, а в горы богаты полезными ископаемыми. |
>
|
|
С Ноября 1943 года весь район надежно закрывают, и начинается работа.
Как объект №1 выбирают замок «Фюрнштайн» на окраине Валденбурга. На глубине 50 метров под замком начинается строительство подземной части. Галереи дож замком имеют длину 950 метров. Это единственный практически законченный объект. К концу войны он был на 85% построен.
Но эта была парадная резиденция, которая могла пасть при первых же ударах Советской армии. Настоящая ставка со всеми необходимыми атрибутами находилась примерно в 30 километрах Юго-западнее в Совском горном массиве.
Это был целый комплекс подземных строений которые располагались вокруг Волчьей горы(Wolfs berg).
Как и во всех других ставках Гитлера, здесь выло всё рассредоточено в целях безопасности на значительном расстоянии друг от друга.
Как объект №1 конечна была ставка самого Гитлера. Она находилась на западном склоне Волчьей горы и носила одноименное название Волфсберг(Wolfsberg). Это самый большой объект из всех в этом районе. Длина подземной части составляет более 3 километров, комплекс имеет 4 выхода.
Особа интересна система безопасности. От большой дороги в сторону ставки отходит узкая дорожка, которая поднимается на гору петляя серпантином на небольшом участке, имея 3 поворота ан 180 градусов. С верху эта дорога просматривается как на ладони. Так что тот кто съезжал с главной дороги стразу становился предметом пристального внимания службы безопасности и не мог не развернуться не пролететь на скорости этот участок.
Вторым по размеру подземной части является комплекс Осовка (Osowka). Он располагается на южной части горы Осовка. Комплекс имеет 2 входа и 1,5 км подземелий. Н примере Осовки хорошо видны все стадии строительства, начиная от прокладки галерей, заканчивая бетонированием стен, а затем и перепланировкой.
На чех участках которые были полностью построены можно увидеть как менялся план строительства. Изначально были отлиты стандартные немецкие 4 метровые яйцеобразные профиля, но затем после перепланировки их разделили по горизонтали на 2 этажа, но не так как это стандартно запланировано, на 2 полноценных этажа с невысоким потолком на обоих. А нижний этаж полноценный с высотой потолка около 2,30 а второй этаж получался ущербным, и в нем мог помещаться либо технический этаж, либо жилой но с минимальными удобствами.
Особо впечатляет зал высотой в 15 метров обложенный опалубкой. Без строительных планов понять назначение этого трудно. Некоторые польские исследователи утверждают, что там строились подземные заводы. И вправду можно допустить что в этом зале могли собирать какие-либо образцы вооружений например ракеты Фау-2 (V-2) собирались вертикально их длина 14 метров, то вывезти из собранный образец из комплекса было уже невозможно(при нынешней конфигурации тоннелей), не хватало радиусов для разворота подобной конструкции. Хотя залы подобный этому можно видеть и в Норхаузене на заводе Миттельверк(Mittelverke) и в Эбензее на заводе «Цемент» (Zement) где собирались стоить межконтинентальные ракеты Фау-9. |
Странное дело, по истории нам твердят, что Германия к концу войны едва едва научила ракету Фау-2 летать, а тут строится завод ( почти готов) под ракету способную долететь до территории США. Неужели она была она готова? А где промежуточные ступени? Ведь Фау-2 могла преодолеть только 260км. Ведь невозможно построить ракету которая должна пролететь в 20 раз больше (если запускать ее с побережья Испании) без достаточного накопленного опыта безумно сложно.
Второй вопрос, что должно было стать полезной нагрузкой в этой ракете? Ведь несколько тонн взрывчатки не оправдывает той сложность с которой пришлось бы столкнуться при создании таких ракет. Такой нагрузкой могла стать только атомная(либо водородная) бомба. И ходят упорные слухи что у немцев она имелась к концу войны.
Но тут встаёт другой вопрос. Если следы немецкой атомной бомбы явно прослеживаются в США после войны(ведь испытали они 16 июля 1945 года плутониевую бомбу а сбросили на Хиросиму урановую(ни разу не испытанную!!! И вероятно что на Хиросиму они сбросили немецкую бомбу). То следов межконтинентальных ракет не прослеживается нигде. После войны как США так и СССР постепенно шли к созданию межконтинентальных ракет. |
На мой взгляд этот зал в конце-концов должны были разделить на несколько этажей. По высоте та прекрасно умещается блок из 4 -5 обособленных комфортабельных этажей.
Из комплекса, на верх была проведена шахта, диаметром в7 метров и высотой примерно в 50 метров. Терез нее подавали жидкий бетон, который изготавливали здесь же. На горе над комплексом планировалось возвести большой бункер. Первый этаж его уже был построен, но дальше дело не пошло, поэтому определит его назначение сейчас крайне трудно.
Третьим по размеру является комплекс Дорфбах. Подземная его часть имеет длину около полу километра и 3 входа. Не смотря на то что это сравнительно не большой комплекс, он интересен своим оформлением, возе входа можно видеть множество приспособлений с помощью которых строился комплекс, это вагонетки, рельсы, стрелки , опалубки. |
|
|
Четвертым из доступных объектов является объект Рюдигер (Rudiger ). Это железнодорожный двойной тоннель длиной в 1650 метров на южной окраине Валденбурга. Честно сказать, мне этот тоннель, кажется обычным заброшенным железнодорожным тоннелем, если бы ни несколько странностей и постоянного упоминания на немецких форумах этого объекта в списке особоважных объектов, в котором присутствует и Вольфшпнце, и Анлаге Ризе, и другие не менее важные объекты.
А странности такие:
Над одним из тоннелей висит каменная табличка с годами постройки 1909-1911 над вторым она пустует и горловина оформлена немного по другому особенно это заметно со стороны Валденрурга, там горловина заброшенного тоннеля выложена камнем, а активного отлита из бетона. Если их строили вместе, по почему горловины отличаются?
Второе — активный тоннель на пол метра по уровню ниже чем заброшенный. Если их строили вместе, то зачем делать разницу в высоте если вагоны имеют стандартную высоту?
Это может объяснить тот факт, что второй тоннель(ныне используемый) был прорублен позже для того чтобы в случае необходимости можно было прятать поезд Гитлера от бомбежек. А при необходимости скрытно пересаживаться с поезда на поезд. Оба тоннеля соединяются 3 коридорами, в которых едва проходит человек в полный рост. По этим тоннелям видно, что тоннели проходят на разной высоте, и это задумано изначально, а не сделано позже чтобы могли проходить более высокие составы. Бронированные укрытия для поезда Гитлера не новость. Я такой же видел возле города Томасов Мазовецкий. Там их построено два кодовое название Anlage Mite, один севернее, другой южнее города. Но там загонялся поезд и наглухо закрывались геродвери. Чтобы невозможно было закидать убежище отравляющими газами. Двери вовсе небыли предусмотрены. Ни на одном из тоннелей нет и намека на то что там могли висеть тяжелые двери.
Ни на одной из предвоенных немецких карт не показано, что тоннеля два, на всех показан только один. При том ныне не используемый, так как на одной из карт указан вентиляционная шахта глубиной в 50 метров, которая примыкает к неактивному тоннелю. |