Шестая поездка в Лагерь дождевого червя Август 2008 года..

Ostwall 2008

Нет смысла ещё раз повторять, что эта поездка была подготовлена лучше, чем любая из преведущих.

На этот раз мы подготовились и технически и теоретически.

Теоретическая часть состояла из архивных материалов, поиском которых занялся наш московский коллега Илья Сухов. И надо отдать ему должное сделал это на славу. Результатом его поиска стала советская хроника, на которой красноармейцы раскапывают взорванный подземный завод в районе Мезерица. На поиске этого подземного завода мы и решили сосредоточиться. Вторым пунктом в нашей поездке мы обозначили исследование затопленного ответвления, которое начинается за вокзалом Северный полюс (Bahnhof Nordpol) . На этот раз мы решили пройти его до конца. Третьим пунктом, исследование острова на озере Кшива.

Рутко Сандрис, Влад Гуща

Состав этой экспедиции состоял на 75% тем же что был и на прошлой поездке, а это означает, что у нас сложился, постоянны коллектив: Я (Рутко Сандрис), Влад Гуща, Денис Шестовиций, Андрей Писаренко, Сергей Писаренко, Роман Раймерc, Алексей (Алекс) Чернёнок и конечно же, Илья Сухов.

Чтобы не мучиться поиском оптимального маршрута, на этот раз мы доверили его прокладку специально выдресерованому прибору. Благо их у нас было в достатке, причем самых разных фирм. Что, в общем, с нами сыграло злую шутку. Так как навигаторы разных фирм имеют в себе немного отличающиеся по второстепенным дорогам карты, то иногда когда водитель ориентировался по одному из навигаторов, а другой член команды, отслеживающий маршрут поднимал вопрос о целесообразности данного пути движения, и предлагал другой вариант. Поэтому на обратной дороге, ориентировались по одному прибору, который в итоге зарекомендовал себя с лучшей стороны, и ошибся при прокладке пути в 1300 км по времени прибытия всего на 10 мин.

Приехав наместо мы сразу же увидели множество изменений. Во-первых, туристический объект «Петля Борижченская” сильно преобразился со времени нашего последнего посещения. Потаились новые столы и построили навес над ними. Вместо старого вагончика с «амбразурой, “ через которую продавали билеты, появился другой вагончик, с широким прилавком, где можно купить не только билеты, но кое-что перекусить до глубокого вечера. Появились несколько палаток с сувенирами, а также военно-историческими реликвиями, с которым можно сфотографироваться по сходной цене.

Сразу бросилось в глаза то, что началась коммерческая эксплуатация «Лагеря дождевого червя». Для туристов это, несомненно, хорошо, а вот для исследователей это дополнительные запреты (ктож захочет брать дополнительную ответственность на себя). Да и спускаться туда, куда пускают всех нам не интересно. Далее мы узнали, что подземная система разделена внушительными на вид решетками на три «зоны»: Петля Борижчинская, и огневая группа Шарнхорст, и северный «дикий» участок, куда туристов больше не пускают.

Петля Борижчинская

Все приведущие попытки коммерческой эксплуатации сталкивались с тем, что рядом с платным входом есть много бесплатных. И небольшой тур фирме было не под силу держать все входы закупоренными на площади в десятки квадратных километров. Но на этот раз, как нам показалось, взялись за это по серьёзному. Возможно, даже не без помощи местного самоуправления не обошлось. И заткнули почти все дырки, вот через это «почти» мы и залезли. Но об этом позже…

PzW 713

Как обычно мы разбили лагерь возле ДОТ №766. Первым делом проверили вход через него в систему подземелий, но дверь была основательно заварена. Особо расстраиваться по этому поводу мы не стали, во-первых, рядом расположено ещё несколько ДОТов через которые можно попасть вниз, во вторых мы знаем, как открыть дверь на «Петле Борижчинской» в Панцербатареи Б-5( Pz.B 5) , в-третьих, потому что поиски подземного завода мы решили начать именно с этого места.

PzB 5

Краткое содержание хроники, что привез Илья Сухов из Москвы:

Кинооператор снимает панцербатарею Б-5(она имеет характерные "уши" из-за которых ее ничем не спутаешь), красноармейцы обнаруживают взорванный вход в подземелье (вход из себя представляет бетонная стена длиной в 20 метров и высотой в 3 метра и примерно на одной трети длины справа вход в виде характерного яйцеобразного профиля немецких подземелий); красноармейцы разбирают завалы, и расчищают вход; появляется делегация генералов и старших офицеров (съёмка ведется с разных точек) на заднем плане видны несколько бетонных бараков за бараками слева от входа видна труба; из подземного завода вывозят станки; станки с узкоколейки перегружают на ширококолейную железную дорогу.

Загадки "Лагерь дождевого червя"

Первым делом мы начали искать на хронике ориентиры. Так как кинопленка хроники была оригиналом, который не подвергался монтажу то, увидев недостроенную Бронебатареб Б-5, а ёё ничем не спутаешь из-за двух бетонных кубических отливов на верху у края одной стороны. Значит это снято в ЛДЧ. Далее на заднем плане мы увидели трубу, которую тоже трудно спутать с другой. То четырёх угольная бетонная труба, которая находится между ДОТами 766 и 714. Про неё ещё в статье Черкашина сказано, что это труба крематория. Но только проблема в том, что на хронике показаны возле трубы несколько бетонных бараков, а в жизни их нет. Но за 60 лет окрестности могли и поменяться

Для того чтобы начать поиск входа в подземелье, мы сначала определили зону поиска. В очередной раз, просматривая хронику мы обратили внимание на соотношения граней трубы по отношению друг к другу. Взяв это за ориентир, мы могли достаточно четко определить зону поиска. Это во – первых достаточно узкое направление, во вторых это не может быть далеко от трубы (в пределах крупной видимости). Рассчитав примерные пропорции мы получили, что вход не может быть дальше, чем 60 метров от трубы. С секторами дело обстояло ещё проще. Один сектор выпадает на чистое поле, его мы сразу откинули, второй сектор выпадает на холм, в котором располагается ДОТ №766, да и высота этого холма недостаточная. Третий и четвертый секторы выпали на холм, в котором построена «Петля Борижчинская». Это было уже теплее, главное, что высоты хватало, и весь холм опутан ветками узкоколеек. Это было очень важно, потому что на хронике было видно как из-под земли вывозят по узкоколейной железной дороги (далее -ж/д.) станки, и эта ветка имеет небольшой изгиб влево. Тесть нам нужно было ориентироваться не только на трубу, но и на предполагаемую ветку ж/д. В этом случае отпадал ещё один сектор, потому как в этом случае ветка должна была выходить в поле. А в этом поле нет и намека что там раньше шла ж/д. А вот условный «четвёртый» сектор подходил как нельзя, кстати, по приметам. От него уходила ж/д. ветка, которая через поле шла к ДОТу №712 рядом с которым находилась широкая ж/д., достаточная высота, вход прикрывают 3 ДОТа №766, № 714, №715.

A-64

A-64

Рассредоточившись, мы пошли прочесывать предполагаемое место. У россиян есть такая шутка, на вопрос - а чего эта дорога такая плохая, отвечать – так немцы при отступлении разбомбили. Нас центре европы нас встретил непроходимый лес, в котором за прошедшие 60 лет никто не чистил. Поваленные деревья, оплетенные плющом и ежевикой стояли непроходимой стеной. Сквозь некоторые участки вообще пройти небыло возможности, их нужно было просто обходить. Видимость среди этой наплетенной зелени была от силы в 3 метра. Исползав вдоль и поперек эти кусты мы не нашли ничего похожего ни на взорванный вход, но и ничего похожего на остатки от бетонных бараков. Более того там и места под бараки нет, от холма начинается сразу поле. Хотя ещё раз повторю, что могло всё за эти года измениться, склон оползти и покрыть собой вход, и может даже фундаменты бараков. Со второго захода я решил пройти по предполагаемой ж/д. ветке, которая вела от широкой ж/д. к «Петле борижчинской», но как, ни крути эта ветка перпендикулярно врезалась в насыпь другой ветки, которая по уровню была на 2 метра выше и шла вдоль всего холма. Наврятли после войны здесь шли какие-либо масштабные работы. Но чтобы совесть была чиста, мы решили западную сторону Борижченского холма пройти до конца. По дороге мы нашли ещё два места, которые с натяжкой подходили на виденные нами на хронике. Притом одно место было обтянуто проволочным забором! Не иначе как - истина где-то рядом… Из базового лагеря Денис по рации нам сообщил о том, чтобы мы прекратили переговоры на русском, и перешли на латышский. Сильно устав и проголодавшись, мы вернулись в лагерь.

Отужинав, прикинули планы на вечер, по планам было ещё одно место, что мы хотели, проверит на «ПетлеБорижчинской», и вечерний спуск под землю для тех кто захочет.

Взяв лопаты мы пошли искать не ширь, а вглубь. Поначалу мы рассредоточились, но достаточно быстро по рации пришел сигнал, о том, что Влад и Алексей и Илья что-то нашли и чтобы все шли к ним. Придя на место, я увидел бетонный резервуар размером 2х2х2 метра. Илья сказал, что это часть канализационной системы и надо искать входящую и выходящую трубу, чтобы понять направление движения воды, а с ней и поисков. Только мы обкопали куб с интересующих нас сторон, из – за кустов появились поляки парень с девушкой лет 25 и мужчина постарше. Тот, что постарше, начал вести какие-то пространные речи о том, что это является частной территорией и копать здесь без разрешения хозяина, вобщем-то запрещено. На прямой вопрос – является ли он собственником этой земли, он честно ответил – нет. Тогда кто-то из нас предложил в очень грубой форме ему объяснить, чтоб он убирался от куда пришел. Но посовещавшись, решили, что нам здесь ещё несколько дней жить, и не стоит навлекать на себя лишние неприятности. Кроме того, мы нашли что хотели, и дальнейшие раскопки проводить не имело смысла. Закопав прорытые нами шурфы, мы двинулись к выходу из леса.

Anna Kedryna

Выйдя из леса, мы увидели, что Денис разговаривает с какой-то женщиной. Денис нам радостно сообщил, что она нас приглашает завтра в гости. У нас возник резонный вопрос, кто она такая и что ей от нас нужно?

Она представилась Анной Кедриной (Anna Kedryna), как оказалось она многолетняя сподвижница Роберта Юрги( Robert Jurga) , и половина того что «народная молва» приписывает Юрге, заслуга Анны Кедриной. Она пригласила нас на завтра в гости, чтобы показать кое- что из своего (и Юрги) архива.

Но тут появились из леса наши польские «друзья», оказалось, что они приехали вместе с Анной. Дальнейшее общение показало, что мужчина, который в лесу нас «доставал» своими пространными разговорами, и который чуть не «нарвался» на неприятности, неплохо говорит по русские и отлично всё понимает (и вероятно понял весь наш разговор про него в лесу).

Был глубокий вечер, и основная программа была выполнена, далее уже действовали, кто, как хотел, кто-то хотел просто отдохнуть, кто-то понаблюдать за звёздами. В этих числах каждый год происходят метеоритные дожди. А я, Андрей, Сергей, Денис и Алексей решили пойти под землю. Денис и Алексей решили лезть через ДОТ № 713. Договорились встретиться под землёй, и дальше пойти на вокзал Марта.

Но мы не могли предположить, что поляки поставят на Pz.B 5 ещё одни двери из железных труб сечением в 10см. и хитрым замком. Выйдя на поверхность, мы сразу же попыталась связаться с Денисом и Алексом по рации, но тщетно, они уже ушли под землю. Тогда мы пошли сами искать этот ДОТ, но кромешная темень и ошибка в координате не дали нам найти ДОТ. Через час вернулись Алексей и Денис, не дождавшись нас ни решили, что не пойдут на Марту. Ещё рассказали, что встретили этого поляка, что был вместе с Анной. Причем встретили достаточно экстравагантно, вышли из темноты в паре метров от них перерезав им дорогу. И те, не ожидая кого-то встретить в подземелье в 11 вечера, сильно испугались.

На следующее утро, позавтракав мы, отправились в дом к Анне Кедриной. У неё во дворе мы встретили всё тех же наших знакомых поляков. Анна принесла нам из своих архивов около 10 папок материалов связанных с ЛДЧ. Встретив такое радушие, мы решили тоже поделиться тем, что у нас было, а именно хроникой. Надо сказать, что хроника очень заинтересовала Анну, она пересматривала ее несколько раз на разных скоростях. В конце сказала, что у неё есть несколько мест, где это могло быть.

Во второй половине дня у нас было запланировано посещение огневой группы Йорк (York).

Огневая группа Йорк состоит из пяти ДОТов № 721, №722, № 724, №726, № 727 и 2 батарей А класса А8 Ost и A8West . Цепь ДОТов располагается в двух километрах западнее населенного пункта Нетепорек. Место достаточно глухое даже по тем меркам. Если дорог не знаешь то подъехать трудно, а пешком по полю 2 км в один конец мало кому захочется идти. Поэтому ДОТы в приличном состоянии. Несколько лет назад покрашенные колпаки на ДОТе №724 до сих пор не разрисованы. Особый интерес для нас представляли остатки батареи А класса. И интересно было посмотреть на каком участке закончились работы. Как и во всех других местах, все входы надежно законопачены, за исключением ДОТа № 722. Это был маленький наблюдательный ДОТ, в котором не было бетонной лестницы. Поэтому сейчас это просто шахта. Что особо удивила, так это глубина залегания системы тоннелей. В этом участке она едва превышает 10 метров. Во всей огневой группе самый сохранившейся ДОТ №724. Рядом с ним построена их брёвен наблюдательная вышка.

Батарея класса А не могла не впячитлить, несмотря на то, что были только построен нижний этаж. Огромный катлован, сотни прутов арматуры торчащей по всей площади сооружения. Фундаменты второй батареи А класса засыпаны слоем земли, и наружу ничего не выходить. Её положение мы определили лишь примерно, да оно и неважно смотреть там всё равно не на что, а масштабные раскопки мы не планируем.

 
 

На вечер этого дня у нас было запланировано обследование озера Кшива. Остановившись как обычно на берегу озера мы разбили лагерь, отужинали и рока было ещё светло решили одеть гидрокостюмы и полазить по озеру. В первую очередь нас интересовал остров, который считают плавающим, во вторых хотелось пощупать само дно. Доплыв до самого острова, мы, сколько могли, начали подныривать под остров. Он в действительности на то расстояние что можно ущупать, а это около 2х метров от края ни как не связан с дном. Дальше без маски и баллонов заныривать не стали, мутная вода, непонятное дно. Имеет размер примерно в 20 метров в диаметре. С одной стороны на краю острова мы обнаружили деревянный настил, но по виду ему от силы лет 10 не больше. Нигде с другой стороны никакого основания, которое обеспечивало бы плавучесть и выдавало бы искусственное происхождение мы не обнаружили. Так что вопросы к острову ещё остаются. Искать мифический слив озера либо «глаз преисподней» мы не стали. Единственное что ещё нас интересовало, так это характер дна. Ведь на старых картах озеро или отсутствует вообще или имеет совершенно другое очертание. Вероятно, что при строительстве цепи гидротехнических сооружений уровень воды озера увеличили, чтобы оно в случае необходимости имело запас воды и запас по высоте, чтобы затопить следующей сектор.

День третий.

Первым делом, что нам показала Анна, это была друга сторона «Борижчинской петли». Анна нам указала на одно из мест, которое по ее мнению могло быть входом в подземный завод. Её внимание это место привлекло тем, что когда опадает листва, то отчетлива, просматривается очертание двух профилей коридоров. Дополнительно на это место указывает то, что растительность в этом месте имеет другой оттенок зеленого по сравнению с окружающим фоном. Потом мы заехали на «Борижченскую петлю» и Анна нам указала это место сверху. Действительно очень странное место. По верху проходят две насыпи высотой около 6 метров. Которые оканчиваются резкими склонами. Примерно такую же насыпь мы видели над выходим А64. И поэтому мы, долго не раздумывая, решили что – вскрытие покажет. Благо к Анне приехали гости и она попросила отвезти её домой (обещала позже ещё раз к нам присоединиться), а лопаты у нас с тобой были. Пройдя по насыпи, мы нашли две ямы, примерно в метр глубиною. Вот одну из них мы и стали раскапывать. Идея была такая если коридор стоит на том же уровне что и насыпь, то если его высота составляет 3 метра, плюс 30 см толщина бетона, то примерно на глубине 3 метров от поверхности мы должны наткнуться на бетон. Сменяя друг друга вскоре мы вырыли яму глубиною более 2,5 метров, и если учесть что мы стали углублять метровую яму, то получается что мы вырыли примерно 3,5 метров. А это получается, что спрятаться с оставшейся высоте не может даже самый малый тоннель, высота которого 2,1 метра, ведь ещё должно было остаться место на бетон и на гидроизоляцию. Вероятнее всего, что насыпи были проложены как тупики для узкоколейки. С которых после войны сняли рельсы и шпалы. А потом это всё основательно заросло.

Увидев, что мы вырыли, Анна по началу схватилась за голову, потом прикинула, что по другому ни как узнать правду невозможно. Сама копать она бы не стала, а ответ узнать хочется. Проверив ещё одно место на «Петле Борижчинской» которое как мне показалось похоже на то, что мы видели на хронике, и опять мимо.

Тогда Анна предложила ещё раз пересмотреть хронику. Раз эти места, что мы раскопали не подходят, значит или мы чего-то не заметили, или это находиться не здесь. Пересмотрев хронику ещё раз Анна заметила на заднем плане крышу бетонного навеса, и сказала, что она знает, где это и мы поехали.

Ехать пришлось недалеко, всего пару километров, к въезду А64. Анна увидела у навеса на заднем плане была похожая крыша на ту, что стоит недалеко от входа. Значит и всё остальное надо искать недалеко. Но, то самое интересное, это практически ровное место в лесу, а на хронике хорошо был виден холм, в который входит коридор, ведущий в подземелье.

Обойдя окрестности во всех возможных направлениях, мы начали, склонятся, что второго входа здесь нет. И возможно на хронике показан А64. Но на хронике он показан взорванным, а сейчас он цел. Взяв за основу предположение, что А64 есть вход, мы стали искать остатки бараков и трубы. И вобщем-то скоро нашли и то и другое. Слева от входа под густыми кустами мы нашли остатки от фундамента длинного барака, далее за ним лежат остатки от трубы. Труба как видно типовая, собиралась из бетонных сегментов.

Взорванный вход, на который мы ориентировались, после войны отремонтировали. По этому так и получилось, что после входа первые метров 15 отлит новый профиль, а дальше начинаются по потолку трещины. На это мы обратили внимание ещё во время нашего первого посещения А64. Мы предполагали, что немцы попытались взорвать, и потолок треснул, но не провалился. Но оказывается, что всё было по другому. Немцы взорвали, а наши восстановили. Из этого можно предположить, что наши собирались использовать подземелья в своих целях. Ведь вывезти станки можно было и не восстанавливая вход. Так что мы нашли, где находился подземный завод в окрестностях Мезерица и можем полностью это обосновать, теперь это не слух, а факт.

На вечер третьего дня у нас было запланирован спуск под землю.

Отужинав и взяв с собой бутербродов, потому как поход у нас намечался длинный и изнурительный. Мы пошли к ДОТу через который можно было залезть свободно. Свободный вход в него оставили по тому, что из этого ДОТа в низ ведет винтовая железная лестница. Которая на сегодняшний момент основательно подгнила. Местами не хватает по три ступеньки. Передвигаться по которой очень опасно. Как видно по этой лестнице спускались вниз ребята из питерской группы «Тракерс». И очень реалистично ее описали. Некоторые участки приходилось проходить на руках, и только немного ногами касаясь лестницы.

Выйдя из ответвления к главному тоннелю мы практически сразу же наткнулись на большую решетку с дверями. Но эти двери были открыты, вернее, срезаны с петель. Надо сказать что «Петля борижчинсеая» преобразилась, стало чище, чем раньше.

 

На выходе из петли нас ждал первый сюрприз. Решетка до самого потолка из всё тех же железных труб квадратного сечения. Решетка была основательная, а инструмента у нас небыло. Он мы не стали отчаиваться. Сверху решетки, у самого свода был оставлен небольшой проём, сантиметров 30 не больше. Через него и решено было попытаться пролезть. Да вот только пролезли не все… Оказавшись на той стороне Алексей, Денис и Илья осмотрели замок. Замок был латунным и было решено попытаться его спилить. Благо у Дениса был великолепный швейцарский нож, одним из полотен которого являлась пила. С помощью её мы и спилили этот замок, правда, потеряли полтора часа времени. Километра через полтора, на выходе из боевой группы «Шарнхорст» нас встретила ещё одна решетка. К счастью замок висел с нашей стороны, и «взаимопонимание» с ним мы нашли минут за 20. Дальше начинается по нынешним меркам дикий ЛДЧ.

Дойдя до вокзала «Северный полюс» мы начали готовить экипировку. Андрей надувать лодку, а я, Денис и Влад одевать гидрокостюмы. Проверив костюмы, свет и видеокамеру мы двинулись вдаль по коридору. Первым мы решили пройти правое ответвление.Длина ответвления составляет около 200 метров. В конце вода подходит к самому потолку так, что можно передвигаться только лёжа на спине, потому что если плыть на животе, то нос и рот оказываются под водой. На последних 50 метрах на потолке на крепления от ламп я нашел веревку с отметками. Ее, вероятно, здесь оставил Андреас Штолпе (Andreas Stolpe) во время своего погружения. Дойдя до конца тоннеля, мы с Владом Гущей повернули назад. Второй тоннель был похож на первый. Ничего необычного мы там не обнаружили. Единственно, что нас заинтересовало, это рассказ Анны Кедриной о том, что эта часть раньше затоплена не была. Так как существовала дренажное ответвление. Но в 60х годах командир Кешицкой части приказал его замуровать, так как через него солдаты бегали в самоволку. А это значит, что оно выходило в непосредственной близости от части.

Связи с этим вспоминаются рассказы офицерских детей проживавших в гарнизоне либо отдыхавших в пионерлагере. В рассказах многих проскакивает забетонированная дверь, ведущая в подземный госпиталь под озером, и за которой слышна плескающаяся вода. Если отбросить подземный госпиталь под озером, то бетонной дверью может быть выход дренажи.

Вокзал "Северный Полюс" Bf. Nordpol (Ostwall)

Сделав несколько фотографий на память и перекусив, мы двинулись в обратный путь. На обратном пути мы хотели наконец-то зайти на вокзал Марта и посмотреть «Петлю нетепорецкую» которую мы, поверху, обследовали вчера. Петля Нетепорецкая находится примерно в километре от главного тоннеля. Это два больших «вокзальных» тоннеля прорытые параллельно друг дугу на расстояние примерно 30 метров и несколькими тоннелями соединенные между собой. От главного коридора отходят 9 «газырей» параллельных казарм. На торце петли должны были располагаться батареи A8O и A8W . Лестницы, ведущие к ним сохранились до сих про.

Петля Нетыпорецкая оставила о себе приятное впечатление, очень чисто, очень сухо, стены покрашены и не разрисованы, пол не замусорен. Сразу видно, что варварам лениво сюда было идти. Кроме всего прочего здесь остались кое какие следы от того подземного завода что здесь располагался в войну. На стенах на высоте 2,5 метров на краске вины длинные царапины которые оставили какие-то крупногабаритные станки при их перемещении.

Когда поднялись на поверхность был уже день. Дежурный по лагерю уже начал волноваться за нас. Вместо планируемых 6 -7 часов мы полбыли более 9 часов. Он сказал, что ещё пол часа, и он хотел уже идти за помощью.

Позавтракав и отдохнув, мы двинулись в обратный путь…

Экскурсии по объектам фортификации 3 Рейха

Форум

На Главную



Rambler's Top100

Hosted by uCoz