Экскурсии по объектам фортификации 3 Рейха align
="center">
& | Отчет о пятой поездке в "Лагерь дождевого червя" |
|||
С 20 по 25 Марта прошла пятая поеэдка в "Лагерь дождевого червя". Собрано огромное количество информации, сделано около 2000 фотографий, снято около 4 часов видеоматериала. Сейчас это всё находится на стадии обработки, и мере осмысления будет выкладываться в сети. |
||||
Добавлена новая информация фотографии и описаниюие огневой группы Людендорф(Ludendorff) |
||||
Отчет о пятой поездке в ЛДЧ
Итог нашей четвертой поездки в ЛДЧ (Ostwall) поставил перед нами вопросов гораздо больше чем ответов. Хотя после каждой поездки мы приезжали из ЛДЧ, привозя массу новых знаний, а вместе с тем и массу новых вопросов. Но четвертая поездка поставила вопросов гораздо больше чем любая другая. В первую очередь это небольшая система подземных ходов, непонятных гидротехнических сооружений расположенная на западной стороне озера Кшива. И для поиска ответа на накопившиеся вопросы мы решили серьёзно подготовиться. Подготовка состояла из двух основных направлений: первое - перелопачивание всевозможных источников, второе направление - это работа с людьми которые могли обладать необходимой информацией, знать, либо догадываться о предназначении каких-то интересующих нас сооружений. И здесь мне несказанно повезло: прочитав отчет о нашей четвертой поездке в ЛДЧ, мне написал Илья Сухов, эксперт по строительству из Москвы. Он изложил свои соображения по поводу непонятных нам сооружений. И он стал тем, кого нам так не хватало в нашей команде. Потому что я по профессии - юрист, Влад (Нектон),- инженер электронщик, Денис (Асмодей) - химик. И наши знания в строительном, а особенно в горнопроходческом деле были, по крайней мере, поверхностны. Когда приезжаешь в ЛДЧ в пятый раз, то нет смысла суетиться. И можно подойти к исследованиям не спеша и углубленно. Первым делом мне хотелось показать то, чего нет ни на одном русском сайте, и очень редко встречается на польских или немецких сайтах. На самом деле, в русском интернете очень мало информации о Логове дождевого червя, а именно: статьи А.Лискина и Н.Черкашина, в которых правды не более 25%, и отчеты о поездках группы "Тракерс" из С-Петербурга которые из исследователей первыми побывали в ЛДЧ, а также наши отчёты, мои материалы и материалы и моего коллеги Влада Гущи (Нектона), с которым с которым мы этим делом и занимаемся. Остальные просто переписывают у перечисленных источников с добавлением своих домыслов и вымыслов. Бывает, что доходит до смешного: люди совершенно не знакомые с материалом, начинают писать художественные произведения. В эту поездку мы запланировали исследование всего Восточного вала, а не только Мезерицкого УР или ЛДЧ. Поэтому нам было важно найти, начиная с самых северных, незаслуженно забытых дотов и постепенно продвигаться на юг. Когда мы добрались до деревни Калава погода испортилась окончательно температура упала до 0 и посыпался (полился) мокрый снег. и гисметео.ру на ближайшие дни не предвещал никакого принципиального имения. И нам ничего не осталось, как разбить лагерь под землёй, и готовится к тому, что под землей придется провести времени больше чем на поверхности. На этот раз поляки, которые нас ждали в Калаве, сказали, что открыт Pz . W 719. Pz . W 719 двухэтажный ДОТ класса Б, достаточно хорошо сохранившийся. На нем даже остался один из двух бронеколпаков. Внутри ДОТ совсем не разрушен, и в нем можно увидеть остатки от огнемета. С нижнего этажа ДОТа идет лестница в систему тоннелей. На уровне тоннелей под ДОТом есть подземные двух этажные казармы. Поначалу мы подумали, что можно устроить лагерь в казармах, но осмотрев их, поняли, что там слишком грязно и лагерь в них разбит, не удастся. Но благо места там предостаточно, мы нашли и другое место, где чисто и где всем хватит места. Оставив самых усталых в базовом лагере, все кому не сиделось на месте, двинулись в путь. На этот раз для нас интерес представлял север, а точнее Pz . W 720, предполагаемый Pz . W 723 который мы нашли сверху во время августовской поездки 2007 года, и опять же вокзал Северный полюс с которым мы до конца не разобрались во время преведущий поездки. Первое что бросилось в глаза при прогулке по коридорам ЛДЧ, это гораздо большее количество металлических решеток, которые разделяют коридоры "Логова дождевого червя". При том решетки построены совсем недавно, одна даже пахла краской. Из этого можно сделать предположение, что поляки хотят поделить ЛДЧ на территории ответственности и возможно начать его коммерческую эксплуатацию. Первым пунктом было посещение ДОТа №720, как одного из наиболее сохранившихся во всём УР. Дот и вправду нас не разочаровал. Сохранились не только бронеколпаки, коих в этом доте 3 штуки, но и бронированная колонка огнемета и сам огнемет, а также автоматический миномет « М-19». На котором даче сохранились шкалы прицеливания. Вторым пунктом значился осмотр педпологаемого ДОТа № 723 , шахту которого мы во время нашей четвертой поездки в «Лагерь дождевого червя» мы нашли в лесу прикрытую решеткой. На всех картах подземной части ЛДЧ ДОТ 723 находится в непосредственной близости от главного тоннеля. А если сравнивать пропорции между ДОТами находящимися рядом и главным входом А64, то получалось, что или главный коридор делает сильный изгиб с небольшим радиусом на запад и потом возвращается, либо карты врут, и ответвление гораздо длиннее, чем показано на картах. В реальности этот не построенный ДОТ оказался дальше, чем указано на картах. Просто тоннель, ведущий к нему перегородили стеной и пустили в нем вентиляционные трубы. И на картах показано ответвление до перегородки. За перегородкой находился мотор, который нагнетал воздух в ЛДЧ. Следующим пунктом был вокзал Северный полюс. Со времени нашей приведущего посещения в виду высокого уровня воды не смогли добраться до развилки. На этот раз воды было гораздо меньше и мы прошли вперед на добрую сотню метров, а трое из нашей группы Andrej_NRK , Snoop и Илья Сухов имея соответствующее снаряжение и того дальше. Они прошли до развилки тоннелей, и за ними видели ещё одно разветвление, которого нет ни на существующих картах, ни на планах строительства 1936года. С этим придется разобраться во время нашей следующей поездки. Возвращаясь назад, в одном из тоннелей мы обнаружили трубы диаметром примерно 1дюйм влитые в стену под наклоном 45градусов при строительстве. Такие же трубы мы видели во многих местах, иногда они были на поворотах, иногда на прямых участках. Назначение этих труб понять было не возможно. Вот тут та и проявился, веся логика и весь талант Ильи Сухова в области строительства. Мал по малу мы начали понимать, как строился Лагерь дождевого червя, и что и в какой последовательности происходило. Но это тема отдельной статьи.... Вернувшись в базовый лагерь около 2 часов после полуночи мы пошли спать, чтобы завтра с новыми силами продолжить исследования. В первой половине следующего дня мы решили обследовать северную часть Восточного вала, как дополнителная цель – посмотреть на разводные мосты. Чем они отличаются (если отличаются) от тех, которые мы видели во время нашей прошлой поездки в южной части Восточного вала. На севере Восточный вал является продолжением Померанского вала, который начинается у Балтийского моря и тянется до берега реки Варта. Цепь северных ДОТов начинается восточнее деревни Брзозовец(Brzozowiec). Непосредственно берег Варты прикрывают 4 ДОТы: Pz . W . 897; Pz . W 876; Pz . W 895; Pz . W 894. ДОТы находятся на открытом пространстве и вся река у них как на ладони, поэтому доты расположены на расстоянии около километра друг от друга, и каждый дот перекрывает сектор обстрела соседнего ДОТа. Сегодня от этих ДОТов осталось очень мало, и отыскать их было не легко. Подробнее>>> Вторым пунктом, что я хотел посетить, это огневая группа «Людендорф». Людендорф – это первый на восточном валу огневой узел, который соединен под землей коридорами. На этой огневой группе обкатывались решения, которые позже применяли при строительстве ЛДЧ. Подробнее>>> Разводные мосты на Восточном валу, это тема отдельного разговора. Вся цепь ДОТов на Восточном валу расположена так, чтобы прикрывать промежутки между водными преградами. Которых здесь много и естественных и искусственных. И при наличии большого количества всяческих рек и каналов, большое значение приобретают мосты. Все мосты сделаны разводными либо разборными. Немцы, вероятно, не допускали мысли о том, что Восточный вал может быть прорван. В их представлении война выглядела примерно так: войска неприятеля подойдут к разведенным мостам, там их остановит огонь ДОТов, затем с западной стороны следует мощное контрнаступление, которое невозможно без действующих мостов. Иначе нет смысла делать все мосты разводными. Возле деревни Старый дворек, мы обнаружили два интересных моста. Первый раздвижной, такой же, как мы нашли в южной части восточного вала, но только деревянный. Второй был гораздо интереснее. Это был мост очень необычной конструкции. Обычно разводные мосты делают либо с поднимающейся вверх одного из полетов или оба пролета как в С.Петербурге, либо втягивающиеся в один из берегов. Здесь же мы увидели совершенно другую конструкцию, мост поворачивался на 90 градусов от своего нормального положения. Поразительно, но, по всей видимости, механизм развода моста находится в работоспособном состоянии. Вывод об этом я сделал из того, что на мосту не видно основательной ржавчины, только кое-где тонким слоем. И бронированная дверь в каморку, откуда мост разводился надежно закрыта. На одной из деталей виднелось клеймо KRUPP 1936. На вторую ночь мы обосновались на Борищенской петле. Так как часть из нас приехала в ЛДЧ впервые, тем было интересно погулять по сухим и чистым коридорам. Вдобавок на Борижчинской петеле есть много "казарм, « в которых можно комфортно разбить лагерь. Но вход через батарею А1 и А3 были наглухо заварены добротными швеллерами, но почему-то совершенно свободный вход был в ДОТ №766, чем мы и воспользовались. Одна из казарм оказалась перегороженной стенкой по всей высоте, а вход и дверной проем, кто-то заботливо завесил куском полиэтилена. О лучшем месте мы и не могли мечтать. Помещение достаточно большое чтобы в нем могли все разместиться, она имела высокие потолки и большой объем воздуха, а это было важно для того, чтобы не отравиться угарным газом, ведь мы имели 2 газовых примуса. Разложив весь наш нехитрый скраб, и оставив женщин готовить ужин. А мужчины с очень серьёзными лицами решили сочкануть с чистки картошки, и пошли гулять по Борижчинской петле. Борижчинская петля произвела на меня двоякое впячетление. С одной стороны, пол стал чище, сразу видно, что за этим кто-то следит. На вокзале Север (Bahnhof Nord) даже отремонтированы две стрелки. С другой стороны стены стали ещё грязнее. В некоторых местах надписи уже в 3-4 слоя. Осматривая "казармы" мы нашли интересную вещь, которая от нас раньше ускользала. В каждой казарме есть свой водозабор. Водозабор состоит из колодца глубиной около 10 метров и шириной в 2.50. Глубина колодцев в зависимости от высоты грунтовых вод меняется. Мы видели и 3х метровые колодцы, в которых вода стояла в полу метре от крышки, и колодцы глубиной более 15 метров , в которых были построены бетонные на половине высоты. В некоторых колодцах виднелись остатки труб и фильтров, в одном труба сохранилась труба выходящая наверх. В этой поездке одной из задач, были поиски дренажных выводов из ЛДЧ. На Борижченской петле есть два дренажных отвода, по плану один идет параллельно главному коридору до второго, а второй отводит дренажные воды из ЛДЧ. Во время приведущий поездки мы осмотрели их изнутри, Один из них был сухой, и не похоже, чтобы по нему отводилась вода. Потому что канавка, по которой предполагалось отводить воду, если ее не много, заросла. И ни каких признаков течения обнаружено не было. Другое дело, что и выводов из дренажа главного тоннеля в дренажный тоннель, тоже обнаружено не было. Это был тоннель высотой немногим более метра, уходящий в сторону от основного тоннеля. Мы прошли по нему несколько сот метров, но конца так и не увидели, хотя по планам он через десяток метров поворачивает и идет параллельно главному тоннелю. Через 250 метров должно сходится со вторым дренажным тоннелем, и то него отходить в сторону. Второй тоннель тоже имеет высоту примерно в 1.10м. но только он затоплен на 30см. и вода в нем не движется. Что само по себе странно, потому что во всех дренажных колодцах в основном коридоре вода заметно движется и куда-то уходит. Выяснить куда идут дренажные тоннели можно двумя способами. Первое пройти по тоннелю до конца, но "гуськом" пройти несколько сотен метров не так просто. Второй, найти, куда выходит вода наверху. Надо сказать, что это не на много проще чем пройти "гуськом" с километр. В первом случае нужно сжав зубы и превозмогая боль и неудобства идти вперед. Во втором случае - "искать иголку в стогу сена". Ведь все карты, что гуляют по интернету указывают разное направление, и расстояние на которое выходит дренажный коридор, по разным источникам от 350 до 650 метров . Притом что не на одной из тех, что мне попадались, нигде не был указан поворот дренажи. Из этого можно сделать вывод, что никто из тех, кто рисовал карты, сам до конца не лазил.
Изучив все возможные карты, я не обнаружил по близости ни одной канавы либо ручья, в который могла бы выходить дренажа. Сравнивая старые польские карты 1935 года с советскими генштабками, обнаружились несколько водоёмов, которые возникли либо поменяли очертания после 1935 года. Подозрения пали на канаву впадающую в озеро Котел ( Kessel See ). На картах 1935 года оно выглядит как канава, на более новых оно пробрело правильный вид канала шириною около двадцати метров, с совершенно прямыми краями. При том начало канавы было повернуто на юг, теперь оно повернуто на север, кроме этого уровень озера на аэрофотосъемке гораздо ниже, чем на карте 35 года. А это означает, что при строительстве ЛДЧ закопали канаву которая шла параллельно железнодорожной ветке, изменили очертания озера, выровняли канаву которая выходила на восток от озера Котел, и вырыли ей продолжение в сторону Борижчинской петли, а старую канаву закопали. Напрашивается вопрос, не слишком ли много земляных работ на одном, небольшом участке? Оказалось что нет! С озера Котел начиналась непрерывная цепь водных преград, которая заканчивалась только на реке Одер, до которой было примерно 25 километров. Севернее озера Котел начинался непосредственно сама подземная крепость. Промежуток между водными преградами и ЛДЧ прикрывали четыре ДОТа: 708; 712; 713; 714 на расстоянии 700-800 метров друг от друга. И 715, 766 на расстоянии полутора километров. Это была как воронка, в которую должны были попасть наступающие войска. Как немцы и предпологали, это место оказалось самым слабым. Чем наступающая Советская армия и воспользавалась, прорвав оборону Мезерицкого УРа. Потомучто южнее начинается цепь озер и каналов, севернее цепь ДОТов в две а в некоторых местах и в три линии. И оставлять в этом месте канавы, которые можно было бы использовать как окопы, было нельзя. Поэтому та все канавы и зарыли. А те что остались вдоль дорог, уже не имели нужной глубины, для того чтобы отводить воду. Потому дренажную трубу пришлось тянуть до канала. Не смотря на то, что с Борижчинской петли выходить коридор высотой более метра, в канал впадает незаметная труба ниже уровня воды. Это была первая денажка которую мы нашли.... Но обратном пути к Борижчинсмкой петле мы обнаружили остатки довольно прилично сохранившегося ДОТа. Это был очень большой, размером 20 х 40 меторв, одиночный, двух этажный ДОТ №712. Это он ещё две недели бился в одиночку против Советской армии после того как весь УР был взят. Об этом подробнее описано в отсчете группы «Тракерс» из С.Петербурга. Не смотря на то что ДОТ взорвали, и колпаки сняли, но внутренняя обстановка осталась. Следующим пунктом нашего исследования была северная сторона Лагеря Дождевого Червя. Хоть мы не однократно там бывали, но наши исследования носили фрагментарный характер. На этот раз хотелось связать отдельные моменты в целостную систему. Во первых на севере находилась одна из двух точек с которых начиналось строительство. Во вторых на севере должен был находиться въезд А62 и несколько батарей А и Б класса. И несомненно какие-то следы должны были остаться. Кроме того нас интересовала северная дренажка, которая находится возле ДОТа №739. Интересно то, что в северной части постоянно больше воды чем в южной. Чем это обусловлено, сказать сложно. Или она по уровню ниже чем юг и центр, либо уровень грунтовых вод здесь выше. Но в северной части постоянно пол влажный, даже в самые сухие месяцы. А весной и вовсе по стенам и полу вода течет ручьями. Но интересно что вся вода уходит в дренажные колодцы, которые расположены примерно 20 метрах друг от друга. По дренажной магистрали под полом коридора вода идет от колодца к колодцу. Далее она выводится из комплекса в близлежащий водоём. По отношению к северной части ЛДЧ ближайшим местом куда можно скинуть дренажные воды является ручей, который выходит из озера Кшива и плутает по лесу уходя на север. Место где сливается вода нам и предстояло найти. Искать это место мы начали ещё дома, накладывая всевозможные карты друг на друга, и анализируя сходства и противоречия между ними. В отличии от дренажки на Борижчинской петле, здесь было всё гораздо проще. Ни каке грандиозных гидротехнических а с ними и земляных работ не проводилось. И место куда может сливаться дренажка мы вычислили достаточно просто. Так же просто было и найти место куда вода выводилась. Дренажкой как и следовало ожидать была ничем не приметная труба выходящая между корней деревьев. Если не знаешь что искать, никогда не найдешь. Сразу возникает вопрос о том, если из ЛДЧ выходит коридор выстой немногим более метра, а до ручья доходит труба диаметром в 20 см, то на каком участке коридор переходит в трубу? Ответ на этот вопрос мы решили оставить на следующую поездку, когда вооружившись гидрокостюмами мы облазим все мокрые места. Поднявшись в ДОТ №739 мы обнаружили неприятный сюрприз. Казалось-бы что сюда, по 30% кручи в такое глухое место, никто не сунется и не станет тащить на себе материалы и инструменты чтобы основательно "законопатить" шахту. Потому что до этого шахта "надёжно" прикрывалась решеткой из арматуры, которую уже давно кто-то перепилил. Но сейчас поляки сделали всё гораздо основательнее. На старю решетку приварили новую из труб диаметром не менее 10 см в которые залит бетон. Само по себе это не остановит "бункеровцев", даже в будущем такая решетка будет использоваться как место надежного крепления снаряжения, но нас это остановило. И спуск пришлось отменить... Посленим объектом нашей пятой поездки в ЛДЧ значилась исследование сети подземных ходов на западной стороне озера Кшива. Предыстория вопроса такова: во время нашей четвертой поездки в ЛДЧ, на западной стороне озера Кшива мы обнаружили что - то непонятное, какие-то гидротехнические сооружения и не поделку разветвленную сеть из бетонных колодцев под землей соединенных между собой. На тот момент мы понять назначения всего этого мы не смогли. Но на самом деле всё было очень просто. На западной стороне озера немцы собирались строить ещё одну в/ч. И для этого заложили фундамент и подвели необходимые комуникации. Всё что можно было разворорать за 70 лет уже разворовано, но остались фундаменты и коридоры. В коридорах должны былы проходить все трубы, и они там проходили. Об этом говорят прогнутые под весом перемычки-направляющие в коридорах и остатки теплоизоляции от труб. Ну и соответственно если вода входила в поселок, то должна и была куда-то уходить. И второй объект что мы нашли это была система кализации и очистки воды. Которая состояла из трех частей: система грубой очистки, аэротенк и перепускной колодец из которого вода уходила в озеро. По оценке Ильи Сухова, учитывая нынешние нормы потребления, очистные могли справиться с отходами 4000 человек. Это был последний объект который мы исследовали этой поездке. Когда мы закончили уже стемнело, и дальнейшие исследования "Кешицы лесной 2" не представлялось возможным... Рассказал Сандрис Рутко и Влад Гуща не даст соврать
|
||||
Отчет о первой поездке в "Лагерь дождевого червя"
Отчет о второй поездке в "Лагерь дождевого червя"
Отчет о третьей поездке в "Лагерь дождевого червя"
Отчет о четвертой поездке в "Лагерь дождевого червя"
Отчет о шестой поездке в "Лагерь дождевого червя"
Экскурсии по объектам фортификации 3 Рейха